Важные новости

Цепи поставок

Цепи поставок. Как блокчейн и искусственный интеллект изменят логистику

Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty ImagesФото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images

В современном мире во всех сферах деятельности правит информация. Сегодня трудно представить эффективное функционирование логистической системы без использования обширных баз данных, тесного контакта агентов разных компаний, а также налаженной системы обработки заказов.

Последние несколько лет информационные технологии (ИТ) существенно меняют каналы движения товаров и пути доступа к покупателям. Трансформация будет еще более глобальной и заметной, когда и в логистической отрасли начнется активное внедрение новых технологий, а государственное регулирование будет унифицировано. Например, классификация и нумерация грузов в справочниках товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) унифицирована всеми странами до 8-го знака, а с 9-го они разные для каждой страны. ФТС России и таможенные органы Европейского союза (ЕС) обмениваются информацией «по запросу», однако они могли бы перейти на онлайн-обмен, который сможет создать стандартизацию товаропотоков.

На сайте Booking.com мы можем забронировать отель в любой стране мира, при этом у нас есть возможность выбрать одноместные, двухместные или трехместные номера, а также необходимое количество кроватей и т.д. Чтобы появился аналогичный сайт для букировки фрахта, необходима дальнейшая стандартизация транспортных средств. Например, большинство грузоотправителей не устраивает, что выбор сведен в основном только к 20-футовым и 40-футовым контейнерам. Нужно «дробление» стандарта. Клиент должен иметь возможность подобрать для своего груза «комнату» подходящего размера.

Цифровизация логистики

Все больше компаний осознает необходимость использования цифровых технологий в цепях поставок. Однако в целом уровень диджитализации логистики остается стабильно низким, а большинство логистических компаний до сих пор использует привычные каналы коммуникации (email, телефон, мессенджеры), а также довольно устаревшие пути движения товаров: импортер — дилер — розничная сеть. Для удовлетворения требований клиентов логистическим провайдерам приходится осваивать каналы прямого доступа к потребителю (желательно посредством машин), уметь обрабатывать большие массивы данных, обмениваться ими с конкурентами и заинтересованными сторонами, выстраивая блокчейн, и применять подсказки из этих массивов для принятия решений на перспективу.

Диджитализация нашей компании начиналась в 2006 году. Будучи еще довольно скромными игроками логистического рынка, мы половину своих активов направили на выстраивание новой корпоративной информационной системы на базе технологий Oracle. Тогда это казалось несколько преждевременно, но ставка была верной. Созданию условного Booking в логистике мешает то, что сейчас отсутствует блокчейн, с помощью которого можно было бы сделать заказ на доставку груза по всему миру так же легко, как и забронировать номер в гостинице. Но ситуация меняется семимильными шагами.

Уровень развития и внедрения технологий зависит от локации бизнеса. В СНГ люди больше задумываются над автоматизацией собственных операций, в ЕС вовсю идет работа над интеграцией с заказчиками, поставщиками и подрядчиками, а в Америке и Китае уже начинают работать над глобальным блокчейном.

Digital Supply Chain Institute (DSCI) провел собственное исследование профессионалов цепочки поставок и выявил, что треть этой группы либо крайне, либо умеренно незнакома с блочной цепью. Только 1% ответивших организаций в настоящее время использует блокчейн в своих операциях цепочки поставок, а 35% только изучают возможности ее использования.

Американский центр производительности и качества APQC провел исследование, опросив 101 специалиста по логистике. В результате было выявлено, что около 1/3 видят в технологии блокчейн потенциал для создания конкурентного преимущества своей компании в течение следующих 10 лет. Около 10% респондентов считают, что за этот промежуток он изменит индустрию.

Глобальный тренд

Ведущие мировые логистические компании внимательное отслеживают все современные тренды в сфере ИТ и ищут возможности для их реализации в своем бизнесе. Например, корпорация IBM совместно с мировым лидером в сфере контейнерных перевозок Maersk объявили о разработке нового предприятия, которое сосредоточится на создании торговой блокчейн-платформы для мировой логистической индустрии.

Подавляющее большинство крупных логистических компаний сейчас находится на этапе накапливания информации, а мировые аналитики отмечают, что эти данные можно использовать для практического внедрения технологий в области искусственного интеллекта. Анализ данных может не только оптимизировать деятельность логистических провайдеров, но и дать серьезное конкурентное преимущество. Например, DHL представила уникальный показатель, характеризующий текущее состояние и тенденции развития мировой торговли.

Барометр DHL основан на огромном количестве логистических данных, которые оцениваются с помощью искусственного интеллекта. Поскольку глобальная торговля стимулирует мировую экономику, барометр DHL также дает представление о ее перспективах. Показатель был разработан в сотрудничестве с Accenture — международной компанией, оказывающей услуги в области управленческого консалтинга, информационных технологий и аутсорсинга. Данные будут публиковаться ежеквартально, а компании смогут корректировать свои стратегии в зависимости от показателей барометра по движению рынков капитала, рабочей силы и товаров.

Мировые показатели инвестиций в ИИ все еще находятся на ранних стадиях и относительно малы по сравнению с вложениями в ИТ. Разработки в области искусственного интеллекта, например, привлекли от 2% до 3% всех средств венчурного капитала по стоимости в 2016 году, а ИТ — 60%. По данным PitchBook, только 10% компаний-стартапов, которые заявляют технологию машинного обучения своим основным продуктом, генерируют доход. Из них лишь половина сообщает о прибыли более $50 млн. Более того, внешние инвестиции остаются сильно концентрированными в географическом отношении — доминируют несколько технологических центров в Соединенных Штатах Америки и Китае, а Европа отстает.

Кто инвестирует в технологии

Наиболее активно идет развитие новейших технологий в Северной Америке, которая считается технологическим центром разработки и применения подобных новшеств. Ежегодно из государственного бюджета выделяется около $200 млн на исследования в области ИИ.

В России темпы тоже вполне впечатляющие — по оценкам компании в сфере информационных технологий «Инфосистемы Джет» и портала TAdviser, рынок ИИ и машинного обучения в нашей стране достигнет 28 млрд рублей к 2018 году, увеличившись в 40 раз.

Но несмотря на довольно оптимистичные цифры, уровень финансирования ИИ в России является невысоким. В 2017 году компания SAP провела исследование в области разработки проектов с использованием искусственного интеллекта в России. С 2007 года и по 2017 год в России государственные и бизнес-структуры профинансировали 1386 научных проектов, посвященных искусственному интеллекту. А 1229 из них являются некоммерческими и проводятся в рамках федеральных целевых программ или оплачиваются различными фондами. Это демонстрирует, что российский бизнес пока в меньшей степени заинтересован в разработке и использовании искусственного интеллекта в своих проектах.

За 10 лет на исследования и разработку в области ИИ государством было выделено около 23 млрд рублей, что существенно ниже финансирования многих стран.

Одним из лидеров по объему государственного финансирования в России является транспортная отрасль. Большие вложения поступают в проекты по анализу данных, системы поддержки принятия решений и распознавания изображений и видео, так как они помогают оптимизировать логистические проблемы и издержки.

В последние годы транспортная логистика стала одним из наиболее значимых и развивающихся секторов экономики. Требования, предъявляемые клиентами к решениям по автоматизации логистических процессов, сильно меняются. Основными трендами являются функциональность и высокий уровень надежности. Необходимо подсказывать клиентам и партнерам шаги для дальнейшей оптимизации (Control tower), показывать четкий и понятный результат, а также вписываться в существующую ИТ-инфраструктуру и отвечать мировым трендам. Уже мало просто соответствовать рынку, необходимо быть на шаг впереди ожиданий клиента, а таких результатов можно добиться только благодаря сотрудничеству человека и машин.

Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн

post-img

Игорь Бахарев

Ошибки при доставке товара — одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются клиенты интернет-магазинов. Логистика остается консервативной индустрией, которая стремится к экономии. В то же время это перспективный рынок для блокчейн-стартапов, а крупные компании внедряют блокчейн в уже сложившиеся логистические цепочки. В частности, Alibaba Australia только на днях объявила о запуске пилотного проекта Food Trust Framework, в рамках которого доставка продуктов из Австралии и Новой Зеландии в Китай будет отслеживать с помощью блокчейна.

Автор профильного портала Bloomchain Виктор Сикирин постарался разобраться, что не так с современной системой грузоперевозок, может ли блокчейн помочь российской логистике и как связаны РЖД и блокчейн-технологии.

Заказ на блокчейне

Главная задача логистики — перевезти груз из одной точки в другую в целости и точно в срок. По пути из пункта А в пункт Б с товаром могут взаимодействовать десятки участников из разных стран: водители, экспедиторы, таможенники, чиновники. У каждого из них свои правила, требования и документы. Груз могут испортить, потерять или доставить с опозданием. Полностью контролировать всю цепочку сложно, еще труднее вовремя реагировать на внезапные сложности вроде срыва поставки.

Например, вы заказываете джинсы из США. Для организации их доставки поставщику необходимы договоры купли-продажи, транспортные накладные, отсканированные и бумажные таможенные декларации, договоры по морской и автомобильной перевозке, переводы документов и т.д. В процессе задействовано множество подрядчиков, говорящих на разных языках. Если хотя бы один из них потеряет или неправильно заполнит какой-нибудь документ, сорвется весь процесс.

Схема движения товара не менялась десятилетиями: импортер — дилер — розничная сеть. Услуги посредников обходятся в 10%-45% от стоимости доставки.

Чтобы стать эффективнее, логистические компании должны обрабатывать большие массивы данных, следить за товаром в реальном времени, обмениваться информацией с партнерами. После появления технологии блокчейн именно с ней некоторые участники рынка стали связывать возможную модернизацию системы.

Зачем блокчейн современной логистике

Сокращение документооборота и количества действий. Смарт-контракты могут значительно сократить количество бумажных документов и исключить лишние операции. Достаточно один раз прописать условия сделки — и ждать их выполнения без подписания промежуточных бумаг. В результате все процессы будут проходить быстрее.

Прозрачность и полный контроль. В блокчейне можно зафиксировать весь путь товара, от производства до полки магазина. Данные всегда доступны для всех участников процесса. Если почта потеряет документы или кто-то внесет в них изменения, все данные можно будет проверить в публичном реестре. Изменить информацию задним числом не получится.

Меньше посредников. Участники цепочки могут общаться друг с другом без сервисов-посредников — а значит, и без комиссий. Чем меньше посредников, тем ниже стоимость доставки.

Решение спорных ситуаций. Публичный реестр может облегчить решение споров между участниками процесса перевозок. Доказательством правоты в таком случае послужит запись в блокчейне.

Контроль качества. В блокчейне можно хранить информацию о товарах, производителе, сроках годности. Это позволит вычислить недобросовестных поставщиков, предотвратить неправильную маркировку товаров, обнаружить поставки контрафакта.

Блокчейн для Alibaba и РЖД

Блокчейн в одиночку не перестроит всю логистику: не проложит оптимальные маршруты для водителей, не загрузит товар, не организует работу. Скорее всего, он даже не спасет от всех ошибок. Зато технология поможет упростить документооборот, обнаружить ошибки или хищения, проследить за выполнением условий контракта.

Найти практическое применение блокчейна в логистике сегодня пытаются крупные мировые компании.

IBM рассматривает возможность создания системы на базе блокчейна, которая объединит производителей, поставщиков и розничные сети. В проекте участвуют Walmart, Kroger, Unilever, Nestle, McCormick, Tyson.

В начале года IBM вместе с крупным морским перевозчиком Maersk сообщили о совместной работе над глобальной логистической блокчейн-платформой. Интерес к блокчейну также проявляют Amazon, Alibaba, FedEx.

В России из крупных компаний о тестировании блокчейна пока сообщили только РЖД. Компания тестирует технологию на электронной торговой площадке, однако оговаривается, что речи о конкретных сроках и практической реализации пока не идет. О планах по использованию блокчейна осенью прошлого года говорил и гендиректор «Почты России» Николай Подгузов.

Туманные перспективы

Несмотря на привлекательные перспективы, эксперты и участники рынка признают, что переход логистики на блокчейн в ближайшее время вряд ли возможен. Одна из главных проблем — сложность внедрения технологии в реальную экономику и бизнес-процессы.

Еще одна задача связана с необходимостью создания единой блокчейн-экосистемы для всех перевозчиков. Нельзя забывать и о том, что логистический бизнес, предполагает постоянное изменение. Вопрос о том, как обеспечить корректную работу смарт-контрактов в таких условиях, остается открытым. Так же, как и вопрос коммерческой тайны, с которой трудно совместить один из базовых принципов блокчейна — прозрачность данных.

«Блокчейн хорошо работает там, где высокое (100%) качество данных и не предполагается мультивариантность. Поэтому в логистике он может применяться только на определенных участках; например, во взаиморасчетах».

Некоторые участники рынка уверены, что блокчейн будет использоваться в сфере грузоперевозок, так как строить современную логистику без передовых IT-решений невозможно. У технологии есть перспективы в отрасли, но ей мешают правовая неопределенность, технические сложности, непоследовательность и несговорчивость перевозчиков.

https://www.forbes.ru/biznes/357749-cepi-postavok-kak-blokcheyn-i-iskusstvennyy-intellekt-izmenyat-logistiku
https://e-pepper.ru/news/dostavka-bez-nepriyatnostey-zachem-logistike-nuzhen-blokcheyn.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *