Важные новости

Как защитить авторские права на цифровой контент | Медиа Нетологии: образовательная платформа

Как защитить авторские права на цифровой контент

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

  • Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений — международное соглашение в области авторского права, положения которого (и других международных документов) имплементированы в ГК РФ.
  • Другие международные правовые акты, полный перечень которых можно посмотреть на сайте Роспатента.

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей 😊

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.
  • Не защищаются авторскими правами творческие произведения спустя 70 лет после смерти автора — в связи с истечением срока защиты. Но есть исключения, а также стоит сделать фактчекинг в отношении ограничений со стороны других лиц, даже если срок защиты истёк.

    В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

    Так, в случае из практики организация обратилась в Роспатент о регистрации товарного знака на словесное обозначение «О БЕНДЕР» и получила отказ — в связи с тем, что это имя главного героя романов Ильфа и Петрова, которое находится под охраной объектов авторских прав. Заявитель с этим не согласился, и решение было успешно обжаловано. В заключении Коллегии палаты по патентным спорам от 24.01.2018 года можно увидеть, в какой момент сменился статус произведения и оно стало общественным:

Как защитить авторские права на цифровой контент

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Нап ример:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Блокчейн и авторское право: мнения экспертов

Одним из перспективных направлений внедрения блокчейна является сфера интеллектуальной собственности и авторского права. Мы подготовили статью-интервью с целью показать различные мнения экспертов, которые заняты в этих областях. В опросе приняли участие:

Сергей Менделеев

Сергей Менделеев. Основатель Garantex, кандидат экономических наук и член инициативной группы Сколково по разработке правок к законопроекту «О цифровых финансовых активах».

Игорь Кузмичев

Игорь Кузьмичев. Коммерческий директор Waves Enterprise — технологической компании, созданной для разработки одноименной гибридной корпоративной блокчейн-платформы.

Сергей Скавронский

Сергей Скавронский. Руководитель PANTEY Consult — одного из ведущих юридических консалтингов в сфере интеллектуальной собственности.

Какая практика использования технологии блокчейн в авторском праве

Какая практика использования технологии блокчейн в авторском праве?

Сергей Менделеев, основатель биржи Garantex.

«Блокчейн-технологии уже сейчас используются в области защиты интеллектуальных прав, так как блокчейн предоставляет технологическую возможность регистрации прав на произведение. Поставить временную отметку на любое произведение – это суть блокчейн технологий, которые представляют собой распределенный реестр. Он защищен от фальсификаций и цензуры, чего нельзя сказать о централизованных компаниях.

Именно об этом была первая научная публикация о блокчейне Стюарда Хабра и Скотта Сторнетта в 1991 году. Она так и называлась «как поставить временную метку на цифровом документе». Они же создали и первую блокчейн-сеть, хеш которого публикуется каждую неделю в The New York Times. Так они помогали компаниям регистрировать договора и документы.

Конечно, стоит уточнить, что защитить авторские права в полной мере могут только публичные блокчейн. Частные блокчейны не могут противостоять, например, цензуре, так как они централизованы.»

Игорь Кузьмичев, коммерческий директор Waves Enterprise.

«Объекты интеллектуальной собственности являются одним из видов имущественных активов, поэтому философия решений на базе блокчейн-технологий очень хорошо подходит для управления такими объектами. Фиксация фактов создания, лицензирования, отчуждения в блокчейн-сети и сохранение этих фактов в неизменности позволяют решить большое число споров и проблем, начиная от определения первенства авторства или заканчивая предотвращением безучетного использования.

При этом использование в подобных системах отечественной криптографии позволяет с помощью электронной подписи и криптографической метки времени обеспечивать юридическую значимость данных в блокчейн-сети и использовать эти данные в случае спора в суде.»

Сергей Скавронский, руководитель PANTEY Consult.

«Практика использования блокчейн-технологии в сфере защиты авторских прав и интеллектуальной собственности в зависимости от ситуации ограничена либо законодательством стран, либо отсутствием прикладной пользы для крупных правообладателей. Однако существуют проекты, которые предлагают использовать технологию блокчейн для удостоверения факта создания цифровых прав и для их отслеживания.»

Какие есть примеры компаний

Какие есть примеры компаний?

Сергей Менделеев, основатель биржи Garantex.

«Зарегистрировать документ можно на таких сервисах, как Proof of Existance. Стоит это очень дешево. Например, комиссия сервиса Emernotar.io всего 0,1 доллара. С помощью блокчейна можно регистрировать даже патенты и торговые марки, например в сервисе PatentBot.Совместные разработки по созданию систем управления правами на интеллектуальную собственность на блокчейне ведут не только компании из блокчейн-сектора, но и традиционные компании. Например, с 2018 года такие разработки ведут компании Microsoft и Ernst & Young.»

Игорь Кузьмичев, коммерческий директор Waves Enterprise.

«В России есть классный пример – компания IPChain, одной из первой в нашей стране создавшая блокчейн-решение отраслевого масштаба. Сейчас в децентрализованной сети IPChain уже больше 3,5 млн. транзакций и больше 20 узлов, среди которых Российское авторское общество, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий («Сколково»), Национальный реестр интеллектуальной собственности, Суд по интеллектуальным правам, Федеральный институт промышленной собственности, Роснано и многие другие.»

Сергей Скавронский, руководитель PANTEY Consult.

«Ключевой представитель на территории России и СНГ — Ассоциация «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (iPChain). Инициаторами создания системы выступили Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Всероссийская Организация интеллектуальной собственности, ведущие научные вузы России.

Партнерами Ассоциации уже стали Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), Суд по интеллектуальным правам, Кыргазпатент и Федеральный институт промышленной собственности.»

Как используют смарт-контракты для защиты авторских прав

Как используют смарт-контракты для защиты авторских прав?

Сергей Менделеев, основатель биржи Garantex.

«Изобретение смарт-контрактов в 1994 году позволило еще больше расширить потенциал использования блокчейн-технологий в сфере защиты авторских прав. Они особенно полезны при передаче прав на интеллектуальную собственность или для выдачи временных разрешений на использования произведений.

Автоматически исполняемые договора позволяют более эффективно работать целых индустриям. Гораздо легче организовать выплату роялти нескольким владельцам, например, музыкальной композиции. Отпадает необходимость в посредниках, на руках которых оседают комиссии. Так, например, работает музыкальная платформа Ujo Music, где гонорары музыкантам выплачиваются с помощью смарт-контрактов.»

Игорь Кузьмичев, коммерческий директор Waves Enterprise.

«Смарт-контракты позволяют обеспечить автоматизацию взаимного исполнения обязательств сторонами при заключении лицензионных договоров, договоров залога, договоров отчуждения объектов интеллектуальной собственности, соглашений о выплате авторского вознаграждения. Например, по выплате соответствующих вознаграждений или выполнению сопутствующих регистрационных действий в Роспатенте.

Также смарт-контракты позволяют избежать риска «двойной траты», например, при попытке сделать один и тот же объект интеллектуальной собственности предметом залога более одного раза, обеспечить проверку полномочий пользователей и многое другое.»

Сергей Скавронский, руководитель PANTEY Consult.

«Смарт-контракты в тестовом режиме используются для проведения распорядительных операций с объектами интеллектуальной собственности, однако на данный момент еще не сформирована судебная практика по сделкам подобного рода. При этом, публичных примеров, о которых бы было много информации отсутствуют, а все упоминания происходят из профессиональных IT, Блокчейн и правовых сообществ и могут являться просто слухами.»

В чем сложность использования блокчейна в этой области

В чем сложность использования блокчейна в этой области?

Сергей Менделеев, основатель биржи Garantex.

«Правовой статус блокчейн-сервисов для регистрации прав не определен, в отдельных юрисдикциях судебные органы не будут принимать блокчейн-записи в качестве доказательства.

Движение в сторону постепенного внедрения в судебную практику блокчейн-технологий несомненно есть. Компания IPChain сообщала о заключении соглашении о сотрудничестве с Судом по правам интеллектуальной собственности. Прецеденты принятия блокчейн-доказательств были и в мировой практике. Первым стал, конечно же, Китай.

Существуют и другие правовые трудности применения блокчейн-технологий. Например, может по законодательству, автор имеет право изменить свое мнение. Если на блокчейне изменить реестр нельзя, то законодателям придется еще разобраться, как избежать противоречий с другими законами.»

Игорь Кузьмичев, коммерческий директор Waves Enterprise.

«В настоящий момент серьезным препятствием является отсутствие распространенной судебной практики по принятию юридически значимых доказательств в электронном виде, в том числе из блокчейн-подобных информационных систем. При этом, есть уверенное движения государства в сторону развития подобных систем.

Примерами могут служить присоединение Суда по интеллектуальным правам к блокчейн-сети IPСhain или начало создания Роспатентом государственной информационной системы «Распределенный реестр прав на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, находящиеся в обороте» с использованием блокчейн-технологий.»

Сергей Скавронский, руководитель PANTEY Consult.

«Ключевая проблема в авторском праве и защите интеллектуальной собственности — защита от несанкционированного копирования. К сожалению, в данный момент не существует технологии, которая бы гарантировала защиту авторских прав от копирования. При этом, главной сложностью внедрения технологии блокчейн в систему авторского права является признание этой технологии национальными правовыми системами. Отношение к технологии и её производным очень неоднозначное даже в самых прогрессивных национальных правовых юрисдикциях.»

Какие перспективы у блокчейн решений в ближайшие 5 лет

Какие перспективы у блокчейн решений в ближайшие 5 лет?

Сергей Менделеев, основатель биржи Garantex.

«За 5 лет блокчейн рынок существенно окрепнет. Достаточно взглянуть на рынок криптовалют. Пять лет назад криптовалютная индустрия практически не регулировалась, а сейчас Биткоин уже легитимное платежное средство, например, в Японии.

Мне кажется, что со временем блокчейн все чаще будет применяться для защиты авторских прав. Больше людей будут понимать преимущества технологии, накопится достаточная судебная практика. Со временем участники рынка получат прозрачный правовой статус. Да и на самих платформах будет собрано достаточное количество контента, чтобы потенциал блокчейна раскрылся в полной мере.»

Игорь Кузьмичев, коммерческий директор Waves Enterprise.

«Системы распределенного реестра и технологии блокчейн включены в перечень сквозных цифровых технологий в рамках национальной программы «Цифровая экономика», что показывает высокую перспективность подобных решений. Также в последние годы в России очень активно развивается институт интеллектуальной собственности, поэтому пересечение двух этих направлений должно стать точкой взаимного роста.»

Сергей Скавронский, руководитель PANTEY Consult.

«В ближайшие 5 лет технология блокчейн станет перспективной для этого рынка. Экономическая выгода для профессиональных участников проста: нельзя на 100% предотвратить копирование объектов авторских прав, однако с помощью технологии блокчейн можно удостоверять легитимное распространение материала и выявлять факты несанкционированного доступа и привлекать нарушителей к ответственности.»БлокчейнFacebookEmail

https://netology.ru/blog/12-2020-copyright

Блокчейн и авторское право: мнения экспертов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *