Важные новости

Технология блокчейн в транспортной логистике — CryptoFox

Технология блокчейн в транспортной логистике

Технология блокчейн в транспортной логистике

Криптовалюты стали самым ярким проявлением технологии блокчейн. Но не смотря на их доминирование, сама технология готова протестировать другие сферы глобальной индустрии: от агрокомплекса до искусства. Так, блокчейн в транспортной логистике — еще одно перспективное направление. Оно стремится изменить цепочку поставок, то, как товары от производителя доходят до конечного потребителя.

Грузоперевозки — сложная отрасль. Самые разные виды транспорта колесят (и летают) по планете, чтобы доставить различную продукцию. Самая крупная доля принадлежит судоходству, с помощью морского сообщения перевозится около 90% всех товаров, особенно касается продовольствия.

Возможность использования блокчейна может потенциально изменить парадигмы, принятые в этой сфере. Через блокчейн и смарт-контракты можно управлять сложной глобальной торговой сетью путем создания единого, прозрачного источника информации. Логистика на блокчейне будет стимулировать конкуренцию, эффективность и меньшие ошибки. Стоит заметить, что главная идея — единый достоверный центр и снижение комиссий. Конечно, это можно сделать без блокчейна, объедением всех участников в единую базу, но децентрализация и здесь кажется разумным решением.

Исторический пример: контейнеры как протокол?

Технология блокчейн в транспортной логистике

Спросите любого в индустрии судоходства, и он расскажет о важной роли контейнеров в том, как товары путешествуют по всему миру. Когда морской контейнер для интермодальных перевозок (за перевозку ответствено одно лицо) в середине XX века обрел универсальный вид, это позволило использовать одну и ту же тару и на корабле, и в грузовике, и в поезде в любой точке мира. Раньше контейнеры были разных размеров. Груз часто приходилось перекладывать, когда менялся способ перевозки. С изобретением стандартизированного гофрированного металлического контейнера такой необходимости не стало. Также такие контейнеры смогли складывать вместе для компактности. Интермодальный контейнер создал протокол для судоходной отрасли. Изменения были революционными. Доставка стала намного эффективнее. Кроме того, передачи груза между перевозчиками стали проще. Легче отслеживать стандартный контейнер, чем случайную упаковку.

Блокчейн как протокол

Такой же уровень преобразования в логистике может вызвать новый цифровой протокол. Как и транспортный контейнер, блокчейн может сделать операции более эффективными, стандартизировать передачи грузов и позволить отправителям и получателям отслеживать свои заказы в режиме реального времени.

Многие из крупнейших компаний в области судоходства и грузоперевозок присоединились к Транспортному альянсу на блокчейне. Его цель — создание стандартов для блокчейна в области перевозок. Эти компании признали потенциал блокчейна и жизнеспособность его использования в своей отрасли. Рано или поздно он станет отраслевым стандартом, поскольку повышение эффективности с его помощью трудно игнорировать.

Документооборот логистики на блокчейне

Один из ключевых компонентов судоходной отрасли известен как коносамент. Этот термин обозначает соглашение, которое определяет, какая компания несет ответственность за товар во время транспортировки в любой момент времени. Коносамент устанавливает условия транспортировки и доставки товара.

Логистика на блокчейне ведет учет коносамента и истории передачи груза. Когда транспортная компания подписывает документ, принимая груз для дальнейшей транспортировки, этот шаг может быть записан в блокчейн. В прозрачной системе эта запись доступна любому участнику системы.

Когда с грузом какие-то проблемы, поставка задерживается из-за сообщения о сложностях, с этим связаны временные траты. Соглашения о доставке могут быть сложными. Они могут быть объединены вместе или переданы подрядчику, а эти звенья цепи удалены друг от друга настолько, что компания, которая отвечает за отгрузку, ничего не знает о человеке, который заплатил за услугу. Это означает, что в случае возникновения проблемы, уведомление затягивается. На блокчейне все стороны теоретически могут видеть цепочку перемещения товара. По записанным в систему данным можно быстро определить, когда что-то пошло не так.

Скорость и удобство в маршрутах

Скорость маршрута — это еще одна огромная возможность для децентрализации. Вместо того, чтобы соглашаться на неэффективные маршруты, когда судоходные компании пытаются заполнить большие партии на своих линиях, более мелкие компании могут предоставить более выгодный маршрут, что ускорит доставку товара.

Логистика на блокчейне также открывает возможность децентрализации рынка. Порог входа в эту отрасль связан с большими расходами, репутацией, авансовыми платежами и прочим. В блокчейн-системе более мелкие операторы смогут выполнять контракты на определенные поставки. Это обеспечивает большую гибкость всей отрасли судоходства.

Сертификация товаров

Блокчейн наиболее необходим в сертификации товаров. Возможно, рассматриваемая технология в сочетании с Интернетом вещей может обеспечить автоматизированную службу для сертификации доставки, защиты от несанкционированного доступа и подлинность отправления. В будущем смарт-контракты могут гарантировать своевременную доставку или автоматически вернуть деньги или отправить замену.

Проекты, посвященные логистике

Технология блокчейн в транспортной логистике

  • Платформа ShipChain (токены TGE и SHIP) собирается записывать поставки на блокчейне Ethereum, используя сайдчейн для отслеживания отдельных зашифрованных географических точек через каждый смарт-контракт. Значение каждой криптографической маршрутной точки доступно только сторонами, участвующими в самой отправке. Это облегчает взаимодействие участников процесса. Информация о грузах, гео-маршрутных точках и др. записывается и публично проверяется. При доставке и подтверждении отправки контракт заполняется и хранится на основном блокчейне.
  • Проект Filament соединяет транспортные контейнеры и промышленные машины с технологией блокчейн через микросхему интернета вещей (IoT). Вещи должны выполнять инструкции самостоятельно, через программное обеспечение под названием Blocklet.
  • Стартап индустрии судоходства, 300cubits, намерен использовать технологию блокчейн: овербукинг перевозчиками и их неявки. Используя Ethereum проект будет «токенизировать» транзакции через токен TEU.
  • NYSHEX пытается повысить доверие в индустрии через систему смарт-контрактов между отправителями и перевозчиками грузов. Вводятся штрафные санкции при нарушении договоренностей.

О том, что ситуация в логистике остается проблематичной, свидетельствуют продолжающиеся усилия по ее урегулированию. Будь то блокчейн, смарт-контракты или сборы за сопровождение грузов, индустрия требует решения. Без него отправители и перевозчики продолжают терять деньги или, как минимум, упускают возможности стать эффективнее.

Новости / сентябрь 2020 Рубрики: Сквозные технологии • Электронная коммерция Логистика на блокчейне

В зависимости от продукта современная цепь поставок может состоять из десятков или даже сотен этапов и растягиваться на тысячи километров по всему миру. Перевозками управляют десятки специалистов, которым приходится работать с тоннами документов, а логистические процессы иногда затягиваются на недели и месяцы.

Цепи поставок становятся все сложнее, а прозрачности в коммуникации между ее участниками все меньше, из-за этого заказчики и клиенты не до конца понимают ценность продукта. Помимо этого, если возникают подозрения в недобросовестности одного из участников, обнаружить нарушения также нелегко.

Поэтому многие эксперты возлагают большие надежды на блокчейн в логистике. В этой статье мы расскажем, как он помогает упростить управление перевозками.

Что такое блокчейн?

Многие слышали термин «блокчейн» в контексте криптовалюты. На самом деле блокчейн пригоден и для других целей: помимо оплаты услуг его можно использовать для обмена или отслеживания данных, а также для заключения контрактов и иных договоренностей.

Если не вдаваться в подробности, суть блокчейна такова. Допустим, два человека поспорили на 1000 рублей о том, какая погода будет в Москве в определенный день. Спор можно разрешить тремя способами:

  • довериться друг другу (ненадежно, так как один из участников может нарушить уговор);
  • заключить договор (требует времени и денег);
  • оба участника спора передают 1000 рублей третьей стороне, которая определяет победителя и передает ему «призовой фонд» (максимально ненадежный вариант, так как третья сторона может забрать деньги себе).

Блокчейн предлагает прозрачную и надежную вариацию третьего способа. Роль третьей стороны играет программа, которая примет взносы от участников, автоматически проверит погоду в нужный день и отправит деньги победителю спора. Оба участника имеют доступ ко всем этим операциям (или транзакциям).

Любая транзакция записывается в блок, несколько копий которого хранятся на нескольких компьютерах (или нодах). Вместе они образуют цепь блоков – блокчейн, которая обеспечивает повышенную прозрачность и безопасность. Каждый блок содержит ссылки на «соседей»: предыдущий и следующий, поэтому любые несанкционированные изменения в одном блоке выводят из строя всю цепь. Кроме того, блокчейн – децентрализованная система, так как у всех его участников одинаковый уровень доступа.

Какие задачи может решить технология блокчейн в сфере логистики

Прежде чем разбираться в вопросах применения технологии блокчейн, нужно для начала понять, что она, вообще, собой представляет.
Есть много разных мнений на этот счёт, некоторые относят блокчейн к криптовалюте, кто-то связывает её с биткоином и т.д.

Если объяснять простым языком, то блокчейн – это распределённая база данных.

Она отличается от традиционных баз данных тем, что все её данные не хранятся на каком-то одном централизованном сервере, наоборот, она распределена по различным узлам, входящим в одну систему. При этом сами узлы самостоятельно проверяют между собой, насколько поступающая информация одинакова, и совпадает друг с другом. Принятие решения о добавлении информации или не добавлении происходит автоматически посредством консенсуса принятом в этой сети.

Ещё одним важным преимуществом этой технологии является её отказоустойчивость. Если какой-то узел выпадает из системы, на нём стирается информация или он пропадает из сети, в этом случае информация всё равно сохраняется на других узлах и система продолжает функционировать.

Когда стоит использовать блокчейн?

Технология блокчейн рекомендуется использовать, когда необходимо вести базу данных, в процесс вовлечено множество сторон, вовлечённые стороны имеют разные стимулы или не доверяют друг другу, есть необходимость в неизменности информации в базе данных. Цепочка поставок полностью соответствует этим вопросам.

Что такое цепочка поставок?

Цепочка поставок – это система или сеть предприятий, цель которых переработать сырьё и доставить конечному пользователю. Как правило, в этой цепочке задействуется большое количество различных участников, производители, перевозчики, склады и т.д.

Как правило, каждое звено имеет свою базу данных, они отслеживают, что производится, этапы работы и количество производимой продукции. Такая система требует регулярного контроля. Все взаимодействия между звеньями должны оформляться документально, если этим пренебрегать, то со временем обязательно наступит хаос.

Конечно, система уже давно отлажена и прекрасно работает без внедрения технологии блокчейн. Однако в её работе есть определённые нюансы. Во-первых, для обеспечения работы системы необходимо привлекать большое количество посредников, соответственно это приводит к дополнительным расходам, в среднем на это закладывается от 15 до 40% от прибыли. Во-вторых, в этой сфере высокий порог входа, что, к примеру, очень часто отпугивает малый бизнес. А самое главное налажена плохая информационная поддержка процессов транспортировки.

Например, чтобы клиенту транспортной компании отследить свой груз ему потребуется потратить на это немалое количество времени и нервов. Понадобится связаться с менеджером компании, который, в свою очередь, начнёт выяснять по базе данных информацию о грузе. Затем менеджеру необходимо будет связаться с ответственным за перевозку контрагентом, чтобы уточнить местонахождения груза. В результате получается бесконечная череда звонков между участниками цепи. Отправитель и грузополучатель просто лишены возможности получать достоверную информацию.

Какие проблемы решает блокчейн в логистике?

В минувшем столетии цепи поставок были сравнительно простыми, так как торговля шла главным образом внутри регионов. Со временем переход от железнодорожных перевозок к автомобильным и компьютеризация логистики привели к заметному смещению акцентов в управлении цепями поставок.

Блокчейн в логистике повышает надежность и прозрачность цепи поставок. Он помогает избежать расхождений в документации: например, если перевозчик и грузополучатель по-разному трактуют время доставки, страдает показатель on-time delivery.

С блокчейном же этого можно избежать, так как все участники цепи поставок имеют доступ к одной и той же версии всех товаросопроводительных документов. Кроме того, весь обмен данными записывается в блоки, удалить или изменить эту информацию невозможно, поэтому при разногласиях найти корень проблемы гораздо легче.

Приведем пример: допустим, крупный магазин одежды гарантирует покупателям, что вся продукция производится в России. В свою очередь, компания-производитель закупает хлопок в Узбекистане, а перевозчик гарантирует доставлять нужный объем на склад каждую неделю. Такой процесс устраивает всех участников цепи поставок.

Со временем процесс может поменяться. Например, производитель решит сэкономить, заказав менее качественный хлопок в Туркменистане. Сделать это втайне от ритейлера не получится, так как у него есть доступ ко всем транзакциям. Аналогичную пользу блокчейн дает, если возникают непредвиденные сложности: к примеру, перевозчик не успевает доставить груз в срок, так как водитель попал в ДТП – все участники цепи поставок сразу же об этом узнают.

Новости / сентябрь 2020 Рубрики: Сквозные технологии • Электронная коммерция Логистика на блокчейне

Компания Vostok объявила о начале разработки международной логистической платформы Vostok Trade с использованием технологии распределенного реестра. В компании прогнозируют, что внедрение такой системы позволит сэкономить логистической отрасли $38 млрд, а потенциальные доходы от внедрения технологии составляют $500 млрд.

«Платформа позволит автоматизировать документооборот, обеспечить верификацию и неизменяемость данных, повысит уровень отслеживаемости грузов и достоверности данных об условиях поставки. Преимущества платформы связаны с прозрачной моделью управления, распределением интеллектуальных прав между участниками, доступной ценовой политикой для пользователей финального продукта, а также возможностью интеграции с существующими платформами, что обеспечит международную экспансию Vostok Trade. Цифровизация документооборота — одно из приоритетных направлений, влияющих на эффективность развития индустрии перевозок. 10% экономии от административных расходов при морских перевозках происходит за счет автоматизации механических операций и повышения скорости передачи и валидации транспортных документов», — сообщила пресс-служба Vostok.

«Vostok видит создание единой платформы на базе технологии распределенного реестра как наиболее перспективное направление для развития транспортно-логистической отрасли, способное привести к улучшению позиции Российской Федерации в мировом рейтинге эффективности логистической инфраструктуры. Мы ожидаем, что в рамках создаваемого консорциума к экосистеме платформы Vostok Trade присоединятся порты и операторы терминалов, грузоотправители, морские, наземные и воздушные перевозчики, транспортные экспедиторы, финансовые и страховые организации, таможенные органы, таможенные брокеры и конечные потребители», — заявила руководитель R&D-лаборатории Vostok Оксана Клименко.

Согласно дорожной карте «Технологии распределенного реестра» национальной программы «Цифровая экономика», транспортно-логистическая отрасль является одной из ключевых для технологий распределенного реестра. Эффект от их внедрения в отрасли составит к 2024 г. 135 млрд руб. Общие затраты на разработку и внедрение единой отраслевой платформы, по оценке разработчиков дорожной карты, могут достигнуть 120 млн руб. бюджетных и 1,4 млрд руб. внебюджетных средств к 2024 г.

Вице-президент РАКИБ Валерий Петров сказал, что внедрение блокчейн в проекты логистики является общепризнанным мировым трендом. «Первопроходцами здесь были Maersk и IBM, за ними последовали T-Mining. Хорошо известны проекты CargoCoin и Manifest, свой проект в логистике оборудования имеет «Газпром нефть». Однако, при всей популярности технологии блокчейн, повсеместного распространения в логистике она пока не получила в силу консерватизма тех подходов и решений, которые сегодня преобладают в отрасли. Конкурентное преимущество Vostok Trade — возможность объединить в единые цепочки крупнейших игроков логистического рынка, организовав их работу по общим правилам. Это позволит значительно сэкономить как время, так и финансы — за счет исключения потребности в посредниках. Еще одним их «бонусом» является государственная поддержка в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Немаловажно, что сама блокчейн-платформа, которую предлагает Vostok Trade, уже прошла апробацию в системе выборов, реализованной в Нижегородской области. Существенным аргументом за блокчейн является повышение безопасности работы логистической системы: в силу самого устройства распределенного реестра будет невозможным изменение данных о перевозках задним числом. Кроме того, отпадет необходимость использования иностранных платформ и оплаты зарубежным поставщикам, что весьма значимо с учетом вероятного продления или ужесточения режима санкций. В то же время важно, чтобы система обеспечивала возможность коммуникации с зарубежными системами и в ней были предусмотрены шлюзы для ее включения в мировую транспортную логистическую систему. Есть у проекта и риски. Сроки его окупаемости будут зависеть как от числа подключенных участников, так и от проработки схем монетизации их каталога сервисов. Непростой задачей будет и адаптировать на практике технологию распределенного реестра к массовому использованию. В целом, учитывая размеры страны и высокую потребность в качественном управлении транспортными коридорами — включая и Северный морской путь, и ж/д, и воздушные перевозки — успешное внедрение этой платформы должно существенно поднять конкурентоспособность России на мировом логистическом рынке, увеличить транспортные потоки и повысить эффективность использования транспортных коридоров, которые пока существенно недозагружены», — пояснил Валерий Петров корреспонденту ComNews.

Руководитель R&D-направления R-Labs Лаура Гаджаева сказала, что логистика и цепочки поставок становятся ключевыми сферами, где Blockchain и Blockchain IoT-решения создают наибольший потенциал для оптимизации. «Цепочки поставок представляет собой сложный процесс со множеством участников и потоков товаров и информации. Blockchain в цепочке поставок способен повысить достоверность и безопасность данных, уменьшить число случаев мошенничества и повысить прозрачность во всех точках цепочки поставок, а также уменьшить бумажный документооборот. Ряд крупных транспортных компаний реализуют пилотные проекты по исследованию потенциала Blockchain в цепочках поставок и логистике грузов. По мнению многих экспертов, наибольшую активность в разработке Blockchain-решений для цепочек поставок демонстрирует компания IBM. По состоянию на 2018 г. у IBM было более 400 Blockchain-проектов, использующих Hyperledger Fabric. Корпорация участвует в крупнейших логистических Blockchain-проектах — например, в проекте по созданию платформы для морских грузоперевозок с Maersk, в транспортировке и контроле происхождения продуктов питания с крупнейшим в мире ретейлером Walmart. По данным аналитической компании MarketsandMarkets, мировой рынок решений Blockchain в цепочках поставок вырастет со $145 млн в 2020 г. до $3,32 млрд к 2023 г. Среднегодовые темпы роста рынка в указанный период составят 87%. В качестве основных факторов роста рынка будет выступать растущая потребность участников в обеспечении прозрачности цепочек поставок и возрастающий спрос на повышенную безопасность при осуществлении транзакций в этих цепочках», — прокомментировала Лаура Гаджаева.

Исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников отметил, что логистика активно осваивает новые цифровые технологии — и это не только блокчейн, но и, например, искусственный интеллект. Такие разработки ведутся и в России, в частности одной из компаний — членов РАКИБ. «Среди мировых компаний, тестирующих платформы на блокчейн, можно назвать Maersk, FedEx, Walmart. Их много и становится все больше.

Главные преимущества, которые дают новые технологии, — снижение издержек, устранение из цепочки лишних посредников, защита от фальсификации данных, сокращение времени на документооборот.

«Конкретно по данному проекту сложно прогнозировать вероятность успеха: само направление перспективное, но его уже осваивает большое количество конкурентов», — ответил Александр Бражников корреспонденту ComNews.

Директор по развитию бизнеса DTG (входит в группу «Ланит») Илья Полесский сказал, что трудно представить какую-либо инновацию, которая изменит логистику так, как это сделала, к примеру, стандартизация морских контейнеров. «Подавляющая часть проектов — это непростая борьба за бóльшую эффективность. Но у данной инициативы есть будущее. Пока никто из конкурентов на рынке не ушел настолько далеко, что его невозможно догнать», — отметил он.

Руководитель направления интеграционных решений ИТ- Виктор Смирнов сказал, что логистика всегда была технологичной отраслью, а переход к 3PL/4PL невозможен без цифровизации отрасли. «И если несколько лет назад мы говорили только о пилотных проектах, то сейчас на рынке присутствуют уже масштабные блокчейн-решения, например TradeLens — решение, созданное Maersk и IBM. К проекту присоединилось более 200 участников, включая Большой морской порт Санкт-Петербурга. Блокчейн-инструменты помогают оптимизировать загрузку флота, эффективно применять мультимодальные перевозки, где может сочетаться более двух видов транспорта. Сложно оценить шансы Vostok на успех, но конкуренция — это хорошо для отрасли, а масштабная поддержка со стороны государства позволит снять барьеры в регуляторной сфере, которые часто сдерживают блокчейн-проекты. Блокчейн, несмотря на некоторый спад оптимизма, уже закрепился в ряде логистических прикладных задач — это и доверенный обмен информацией, и принятие юридически значимых решений в автоматическом режиме. Мы видим потенциал применения блокчейн-технологий в процессах оптимизации цепочек поставок, организации бесшовных мультимодальных перевозок, документооборота. Блокчейн также может быть востребован для обеспечения прослеживаемости и сквозного контроля товаров — например, когда в распределенный реестр записывается информация о том, что замороженная курица перевозилась при температуре +40⁰ C. Функциональность смартконтракта позволяет в этом случае автоматически формировать штраф такому перевозчику за нарушение условий транспортировки продукции», — прокомментировал Виктор Смирнов.

Заместитель генерального директора по техническому развитию «Стэп Лоджик» Роман Остапчук сказал, что в распределенном реестре у участников решены все вопросы — каждая из сторон хранит все документы, записи и проводки и может видеть все цепочки поставок. «При должной криптозащите им не нужно сомневаться, что эти записи подлинные. Подделать невозможно. Таким образом, решение любых споров становится простым делом: сразу понятно, кто провалил поставку и должен платить. Кроме того, упрощаются и ускоряются процедуры аутентификации источника товара. За счет ускорения многих процессов в рамках новой архитектуры возможна дополнительная оптимизация многих рутинных процедур логистики и складского хранения. Проекты по созданию глобальной платформы перевозок на технологии блокчейн ведутся около четырех лет. Блокчейн в действующих логистических проектах используется в США, Австралии, на Украине и в других странах. Несмотря на то что технологии распределенного реестра стартовали в финансах, самые большие перспективы у них в отраслях промышленности, интернете вещей и логистике — везде, где регулируются отношения равных нодов, живущих по определенным правилам. Думаю, спрос со стороны крупных предприятий, в том числе и в логистике, на децентрализованные решения будет быстро расти», — высказался Роман Остапчук.

Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын отметил, что, хотя распределенный реестр включен в список основных технологий четвертой промышленной революции, все же пока сообщения о реализованных проектах являются редкостью. «Блокчейн позволяет снизить затраты на заключение большого числа однотипных контрактов, не требующих сверхскоростей. В сутках 86 400 секунд, так что для оформления 10 тыс. трансакций достаточно, чтобы система могла делать запись приблизительно за 10 секунд. Типичные пользователи — торговые организации, заключающие несколько тысяч однообразных контрактов с поставщиками в сутки. Вероятность, что компания Vostok сумеет сделать свою логистическую платформу международным стандартом, — ненулевая. Поскольку ее создатель, Александр Иванов, хорошо известен в качестве создателя блокчейн-платформы Waves, которая получила известность в период бума ICO. Авторитет основателя и популярность Waves позволили компании использовать момент отсутствия отечественных технологий и заключить соглашения с большим количеством крупных российских организаций, заинтересованных не только в использовании технологий распределенного реестра, но и в создании и продаже продуктов и услуг на этой базе (Сбербанк, «Ростех», госструктуры). Однако на идиллическое сосуществование всех этих структур на рынке рассчитывать я бы не стал. Поскольку дело может закончиться созданием общенациональных стандарта и платформы, весьма вероятно, что какая-нибудь крупная корпорация постарается выкупить контроль над Vostok у нынешнего владельца GHP Group», — поделился размышлениями Леонид Делицын.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин: «Рост спроса на измерительное, статистическое оборудование, контролирующее производственные и торговые процессы с заданной точностью оборудование является логическим следствием современных проблем, связанных и с повышением конкуренции в условиях спада экономической активности и необходимостью экономить ресурсы, в случае, если застой сменится активным ростом ВВП при значительном ускорении инфляции. Учитывая, что темпы прироста глобального спроса на основных сырьевых рынках измеряются в 2-3% даже в условиях сдержанного экономического роста — и эти темпы роста транслируются в темпы роста логистической системы, — необходим не меньший указанного реальный прирост услуг в сфере точных технологий, позволяющих экономить ресурсы. Предложение Vostok, как представляется, прежде всего выглядит сравнительно дорогим для привлечения бюджетных средств. Затраты на создание программного обеспечения выглядят завышенными в несколько раз. Например, для написания программы ПО, которое планируется использовать для переписи сельскохозяйственного населения РФ — на основе опыта международных новостных и IT-структур, — можно ожидать привлечения около 30 специалистов, и их зарплата составит не менее $100 тыс. в год для каждого. Принимая остальные издержки учтенными в указанной ориентировочной зарплате специалистов IT, которая дана на основе международного и российского опыта таких работ, можно ожидать, что годовые издержки в данном случае — на уровне 0,2 млрд руб. По данным Vostok, общие затраты на разработку и внедрение единой отраслевой платформы блокчейна только для бюджета составят 120 млн руб. Важно отметить, что блокчейн — не ноу-хау, здесь не требуется значимых оригинальных идей, технология Vostok Trde будет смоделирована с готовых аналогов, например, применяемых для криптовалют, что удешевит разработку. На этом фоне обещание привлечь еще 1,4 млрд руб. частных денег в проект выглядит как рекламный ход. Сомнения в оценке стоимости проекта, отсутствие значимых их обоснований транслируются в сомнения в эффективности всего проекта. Несмотря на то что отрасль активно развивается, ее доходы, как представляется, еще далеко не столь велики, чтобы платить Vostok Trade только за логистическую систему контроля до 2024 г. сумму даже отдаленно сопоставимую со 135 млрд руб. или 34 млрд руб. в год. Для сравнения и определения порядка значений сумм, циркулирующих в отрасли, чистая прибыль «Трансконтейнера», интермодального перевозчика, крупнейшего оператора в СНГ и Балтии, по МСФО в первом полугодии 2020 г. составила 6,1 млрд руб.».

Одним из подобных проектов стала пилотная версия блокчейн-платформы Tracelabel, которая стартовала в сентябре прошлого года. Digital Transformation Group (DTG; входит ГК «Ланит») и ГК «Микрон» развивали блокчейн-платформу для маркировки и отслеживания товаров (см. новость ComNews от 19 ноября 2020 г.).

Илья Полесский сказал, что проект дал очень интересные результаты. «Мы получили возможность масштабировать небольшой — по длительности цепочки поставок и числу задействованных компаний — пилот в проекты с бóльшим количеством участников. Одной из самых интересных реализаций стал проект по цифровизации цепочек в рамках поставок импортируемых товаров на российский рынок. После нескольких пилотных экспериментов мы говорим о создании нами платформы для организации межкорпоративных взаимодействий с применением блокчейн. Главный фокус — цепочки поставок и управление жизненным циклом товаров», — рассказал Илья Полесский.

Применение блокчейна в практике крупнейших международных компаний

Розничная сеть Walmart использует блокчейн для контроля и надзора в отношении безопасности продуктов питания. Например, компания уже проводит тесты с использованием технологии для отслеживания пищевых продуктов, таких как манго из Мексики и свинины из Китая. Система использует датчики температуры и регистрирует из показания в блокчейн. Таким образом, компания уверена в качестве продуктов и уверена в соблюдении надлежащих условий транспортировки. Аналогичные методы используют также компании Unilever, Nestle и Dole. Технология значительно облегчает выявление проблем на любом этапе поставки товаров. В прошлом году экспертам потребовалось два месяца, чтобы проследить источник вспышки сальмонеллы в мексиканской папайе. С технологией блокчейн этот процесс занимает всего лишь несколько секунд.

Между тем, крупнейший в мире ритейлер также внедряет технологии на основе блокчейна. Lynx, дочерняя компания китайского гиганта Alibaba, объявила об успешной интеграции блокчейна в свои логистические операции. Их система позволяет вести учет всех необходимых данных по импортированным грузам. В блокчейн записываются сведения о способе производства, виде транспорта, таможне, и результатах инспекций проверяющих органов.

Компания Microsoft тоже не осталась в стороне. Этот технологический гигант в партнерстве с Adents (поставщик решений для отслеживания перевозок разработал новую платформу для отслеживания продуктов с использованием технологии блокчейн и искусственного интеллекта. Новое решение под названием Adents NovaTrack обеспечивает сквозной контроль всей цепочки поставок. Также система позволяет пользователям отслеживать отдельные элементы грузовой партии. Разработчики изначально создали платформу для фармацевтической промышленности. Применение блокчейна помогало в борьбе с распространением подделок. Компания Adents нацелена также и на ее адаптацию для других отраслей.

https://crypto-fox.ru/article/blokchejn-logistika/
https://abat-krim.ru/kriptovalyuty/blokchejn-v-logistike-primery-2.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *